Научные направления

Научно-методическое сопровождение языковой непрерывнойподготовки инженерных кадров в условиях полиязычного образования.

Руководитель направления: доктор педагогических наук, профессор Б.А. Жетписбаева.

Объект исследования: языковая подготовка студентов технических специальностей колледжей и вузов.

Цель работы:Определение и обоснование структуры языковой подготовки инженерных кадров в колледжах и вузах с учетом перехода на полиязычное образование.

Полученные результаты и их новизна:

- впервые иноязычное образование обосновано как составляющая профессиональной подготовки студентов технических специальностей колледжей и вузов;

-спроектировано новое содержание иноязычной подготовки инженерных кадров в вузах и колледжах, основанное на новых типовых учебных программах языковых дисциплин, предлагаемых для включения в обязательный компонент учебных планов технических специальностей колледжей и вузов;

- разработана учебно-методическая база непрерывной языковой подготовки инженерных кадров, включающая учебно-методические комплексы языков дисциплин для технических специальностей колледжей и вузов, а также трехъязычные терминологические словари по техническим специальностям.

Степень внедрения результатов исследования:

- разработанные типовые учебные программы и учебно-методические комплексы дисциплин Иностранный язык для технических специальностей колледжей, Основы научно- технического перевода для технических специальностей колледжей апробированы в учебном процессе Саранского гуманитарно- технического колледжа, а также Карагандинского транспортно-технологического колледжа Управления образования Карагандинской области;

- апробация результатов исследования на научном конкурсе: доклад магистранта Абишевой С.К. на тему Проблемы отбора содержания дисциплины Профессионально- ориентированный иностранный язык отмечен дипломом в номинации За высокое качество работы, секция Проблемы социально- педагогических наук, Региональная научно- практическая конференция магистрантов и студентов Букетовские чтения-2016 (научный руководитель профессор Жетписбаева Б.А.).

- опубликованы научные статьи с импакт-фактором, входящем в базу данных Scopus,в научных журналах, рекомендованных ККСОН МОН РК, в материалах международных научных конференций, типовые учебные программы, учебно-методические комплексы дисциплин,трехъязычные терминологические словари по техническим специальностям.

Область применениярезультатов научно-исследовательской работы деятельность субъектов казахстанской системы технического и профессионального образования, высшего образования, учебный процесс колледжей и вузов.

На данном этапе исследования значимость работы определяется тем, что:

- впервые место и роль иноязычной подготовки студентов инженерных специальностей выявлены в контексте структурных реформ в системе высшего образования Казахстана (вхождение в Европейское пространство высшего образования, применение инструментов Болонского процесса, трехъязычное образование, образование для инновационно-индустриального развития Казахстана);

- содержание иноязычной подготовки студентов инженерных специальностей спроектировано с учетом целей, задач и содержания современного инженерного образования, соответствующих международным стандартам Евроинженера, что позволит обеспечить признание квалификаций выпускников инженерных специальностей на отечественном и международном рынке труда, так как владение иностранным языком является одним из обязательных требований к компетенциям современного инженера;

- разработано новое содержание языковой подготовки инженерных кадров в вузах и колледжах, основанное на новых типовых программах языковых дисциплин.

Научно-методическое обеспечение раннего обучения иностранным языкам

Руководитель направления: доктор педагогических наук, профессор Б.А. Жетписбаева.

Объект исследования - раннее обучение иностранным языкам в дошкольных учреждениях и начальной школе.

Цель исследования - теоретическое обоснование и методическое обеспечение процесса реализации раннего обучения иностранным языкам.

Методы исследования:

- теоретические: теоретический анализ педагогической, психологической, психофизиологической, лингвистической, методической литературы по проблеме исследования, а также анализ нормативных документов (государственных образовательных стандартов общего начального образования, типовых учебных программ и др.); сравнительный анализ методических подходов и технологий; педагогическое моделирование и научное проектирование;

- эмпирические: педагогическое наблюдение; анкетирование; беседа; метод экспертной оценки; методическая интерпретация данных, полученных в ходе опытного обучения; знаково-символическое описание материалов исследования (схемы, рисунки, таблицы); опытное обучение и статистические методы обработки их результатов.

Полученные результаты:

- методика раннего обучения иностранным языкам;

- УМК по иностранным языкам для дошкольных учреждений и начальной школы;

- методические рекомендации по организации раннего обучения иностранным языкам для дошкольных учреждений и для начальной школы;

- программа подготовки и переподготовки педагогических кадров для организации раннего обучения иностранным языкам;

- авторскиесвидетельстванаэлектронныеучебныепособия Alphabet and Spelling in Pictures for Primary School, Dictionary in Pictures for Primary School, Grammar in Pictures for Primary School.

Новизна результатов исследования на данном этапе определяется тем, что:

- выявлены особенности раннего обучения иностранным языкам;

- теоретически обоснована и разработана методика раннего обучения иностранным языкам, основанная на международной практике и учитывающая новые тенденции иноязычного образования;

- разработано дидактическое обеспечение раннего обучения иностранным языкам для дошкольных учреждений образования и начальной школы, концептуально ориентированное на реальные условия трехъязычного образования.

Степень внедрения результатов исследования:

- развивающая учебная программа по английскому языку EnglishwithSheepLamby внедрена в учебный процесс КГКП детский сад №16 Алтынай города Караганды;

- апробированы в КГУ Общеобразовательный комплекс школа - детский сад №77 г. Караганды, в КГУ Гимназия №3 г. Караганды Учебно-методический комплекс по английскому языку для начальных классов, включающий издания AlphabetandSpellinginPicturesforPrimarySchool, DictionaryinPicturesforPrimarySchool, GrammarinPicturesforPrimarySchool (Английский алфавит в картинках, Словарь в картинках, Грамматика в картинках для начальной школы) и методическое руководство для учителей по использованию данного УМК.

- Методические рекомендации по организации раннего обучения иностранным языкам для дошкольных учреждений использованы при разработке Программы для детей дошкольного возраста по изучению государственного, русского и английского языков в игровой и интерактивной формах на базе Национальной академии образования им. И Алтынсарина.

- опубликованы научные статьи в научных журналах с импакт - фактором, входящих в базу данных Scopus, в журналах, рекомендованных ККСОН МОН РК, в материалах конференций.

Область применения результатов научно-исследовательской работы - система дошкольного и начального школьного образования, система повышения квалификации педагогических работников, сфера высшего профессионального образования.

Значимость работы заключается в том, что:

- положения, принципы, идеи, характеристики разработанной методики раннего обучения иностранным языкам могут быть положены в основу разработки образовательных стандартов, программ, учебников, учебно-методических пособий, программ курсов повышения квалификации учителей иностранных языков;

- создана система дидактических средств в виде учебно-методических комплексов по английскому языку для дошкольных учреждений и начальной школы, методических рекомендаций по организации раннего обучения иностранным языка.

Актуальные проблемы современного языкознания: когнитивной лингвистики, этнопсихолингвистики, лингвокультурологии

Руководитель направления: доктор филологических наук, профессор Г.И.Исина

Значительная работа велась в плане проектных исследований в рамках грантового финансирования МОН РК по теме: Язык и национальное сознание: взаимопроекция и опыт моделирования, 2012-2014гг. Целью проектной программы являлось исследование взаимовлияния языка и национального сознания через анализ механизмов вербализации ментальных конструктов и мирового опыта их моделирования в методологиях формирования интеллектуального потенциала нации.

В 2014 году работа велась в плане проектных исследований в рамках грантового финансирования МОН РК по теме: Трансформации национального сознания в социокультурных и когнитивных контекстах современного Казахстана. В 2015г. в рамках государственного гранта МОН РК Лучший преподаватель вузад.ф.н, проф. Исиной Г.И. исследования велись по тематике:Когнитивные аспекты исследования языковых категорий в разноструктурных языках.

За последние годы по результатам грантовыхисследований изданы следующие монографии:

- Компаративная фразеология: структура и семантика. Караганды: ТОО Арко, 2012. 142 с.

- Языковое мышление: мифы и реальность. Караганда, 2013. 129с.

- Национальное сознание в социокультурных и когнитивных ракурсах современного Казахстана. Караганда: Изд-во КарГУ, 2014. 187с.

- Когнитивные аспекты языка: концептология и семантика. Караганда, 2015. 201с.

Результаты научных исследований многократно докладывались на международных научно-практических конференциях, опубликованы в различных республиканских и зарубежных научных журналах ближнего и дальнего зарубежья (Англии, США, Франции, Австрии, Швейцарии, Болгарии, Чехии, Польши, Италии, России и Казахстана), практическая реализация которых нашла отражение в выпуске разного рода научных и научно-методических изданий. На сегодняшний день количество публикаций составляет 180 работ научного и научно-методического характера.

Практическая реализация научно-методических исследований нашла отражение в выпуске учебных пособий и разработке элективных курсов в рамках магистратуры и докторантуры:

- Когнитивная лингвистика. Изд. 2-е, доп., перераб. / Г.И. Исина. Караганда: ТОО Арко, 2014. 223с (рекомендовано МОН РК);

- Терминологический словарь-справочник по курсу История и философия науки. Караганда: Изд-во КарГУ, 2013. 117 с. (в соавторстве, рекомендовано РУМС);

- Терминологический русско-казахско-английский словарь по курсу Религиоведение. Караганда: Изд-во КарГУ, 2013. 198 стр. (в соавторстве).

- Спецкурсы: Современная методология лингвистических учений; Когнитивные аспекты исследования языковых категорий, Язык и национальная картина мира, Когнитивная лингвистика, Методология и парадигмы современной лингвистики.

Научно-педагогическая деятельность находит отражение в руководстве научно-исследовательской деятельностью студентов и магистрантов, неоднократно занимающих призовые местав республиканских и международных конкурсах, олимпиадах, на научных конференциях молодых ученых международного уровня.

Планируются исследования в рамках триады язык сознание - этнос, посвященные контрастивному анализу национальной картины мира у представителей различных этносов, выявлению универсального и национального в формировании образов мира, имеющих важное значениекак для успешного межкультурного диалога, так и дальнейшей оптимизации процесса общения в целом.

Актуальные проблемы современной лингвистики: функциональная грамматика, генеративная грамматика, компаративная лингвистика, проблемные вопросы английской морфологии, вопросы семантики синтаксиса

Руководитель направления: кандидат филологических наук, ассоциированный профессор Какжанова Ф.А.

В сферу научного поиска ассоциированного профессора Какжановой Ф.А. вовлечены актуальные проблемы современной лингвистики: функциональная грамматика, генеративная грамматика, компаративная лингвистика, проблемные вопросы английской морфологии: нефиниты, модальные глаголы, вопросы категории аспекта и падежа , а также вопросы семантики синтаксиса: сокращенные предложения с нефинитными конструкциями и их пропозиций.Научные интересы направлены в основном на изучение сложных разделов грамматики с точки зрения их пропозиции всемантике синтаксиса.

Публикации

I.Количество, научных статей, опубликованных по представленным темам:

- 3 статьи в журналах из базы Scopus;

- 6 статьи cимпакт-фактором;

-10 статьи в ККСОН;

-2 статьи в Российских Вестниках: РАН Языкознания и РУДН;

-6 EducationwithoutBorders;

- более 50 статей в различных журналах Казахстана и ближнего и дальнего зарубежья.

Принимает участие в научных конференциях международного уровня по проблемам современной лингвистики (в 2016 году в ИндианскомУниверси-тете, США).

-Индекс Хирша-1

  1. II. Количество, научных статей, изданных по представленным темам:

Учебноепособие -3

Элективные курсы-4

Учебники -4

2 -монографии

III.Диссертационные работы:

Написаны 14 диссертационных работ по функциональной, генеративной и компаративной грамматике.Все эти работы посвящены функционально-семантическим полям, прагматике и их порождающим свойствам в синтаксисе.

Лингво-дидактические основы обучения иностранным языкам, проблемы межэтнического взаимодействия в поликультурном обществе.

Руководитель направления: кандидат педагогических наук,доцент Копжасарова У.И.

Тема исследования: Развитие аналитических умений, познавательной самостоятельности и критического мышления студентов и магистрантов в контексте обучения межкультурной коммуникации.

Тематика исследования отражена в публикациях в высоко рейтинговых журналах ближнего и дальнего зарубежья, научных изданиях ККСОН: науч. статьи: ConsolidationofpolyethnicsocietyasessentialstrategyofnationalpolicyofKazakhstanRepublic (EuropeanJournalofScienceandTheology. June 2015 Vol. 11 No.3.), EnhancementofStudents IndependentLearningThroughTheirCriticalThinkingSkillsDevelopment (InternationalJournalofEnvironmentandScienceeducation. Volume 11 Issue 18. 2016), Роль ассамблеи народа Казахстана в развитии языковой политики в условиях полиэтнического общества (Вестник КарГУ. 2009. №3), Theessenceoftheconcept Dialogueofcultures inthecontemporaryanthropocentricparadigmofeducation, Specificityoftrainingteachersinamultiethnicsociety(EducationandSciencewithoutborders Prague, 2010. -№1) и др., а также в рамках темы исследования разработаны и читаются лекционные курсы в магистратуре специальности 5М011900 Иностранный язык: два иностранных языка: Профессиональное научное общение, Effectivequalityteaching, Межэтническое взаимодействие в поликультурном обществе.

Проблематика осуществляемой научной работы затрагивалась в магистерских диссертационных исследованиях: Межэтническое взаимодействие как фактор формирования диалога культур в поликультурном обществе, Развитие критического мышления студентов языковых педагогических специальностей, Организация самостоятельной работы учащихся посредством использования интерактивных технологий обучения , Формирование иноязычной коммуникативной компетенции учителя иностранного языка в поликультурном обществе.

Сравнительная педагогика и этнопедагогика; межкультурная коммуникация; языковое, иноязычное образование; лингводидактика

Руководитель направления: кандидат педагогических наук,доцентТлеужанова Г.К.

Тематика исследования отражена в публикациях: более 140 публикаций, в том числе 2 монографии, более 80 научных статей, 3 научные статьи, в журналах, цитируемых в базе Скопус.

Основные научные труды:

  1. Субъект этнокультуры. Теория и практика формирования.- Saarbruecken: VerlagLABLambertAcademicPublishing, 2012.-145 с.
  2. Личность как субъект этнокультуры: теория и практика формирования.- Караганда: Изд-во Санат-Полиграфия, 2009.- 207 с.

Проблематика осуществляемой научной работы затрагивалась в магистерских диссертационных исследованиях:17магистров наук.

Языковая репрезентация психического мира человека в художественном тексте

Руководитель направления: кандидат филологических наук,доцент Нестерик Э.В.

Областью научного исследования Нестерик Э.В. является лингвистический анализ, нацеленный на раскрытие того, как сложный внутренний мир человека, его субъективное понимание окружающего мира отражается в языке, как индивидуальные переживания формируют систему устойчивых способов языковой манифестации результатов мировосприятия и, в конечном итоге, на создание языкового портрета личности говорящей и чувствующей.Актуальность подобных исследований очевидна, поскольку личность говорящего и его внутренний мир, вбирающий в себя в преобразованном виде самые разнообразные сведения из внешнего мира и благодаря языковым средствам занимающий свое место в глобальной языковой картине мира, только недавно стали объектом лингвистического изучения. И как всякое новое направление, оно еще не имеет в своем распоряжении детально разработанных методов исследования, его предмет не всегда поддается четкому определению и обоснованию.

Результаты исследования нашли отражение в монографии Языковая репрезентация субъективного восприятия времени в художественном тексте, учебно-методическом пособии Linguistic analysis of a literary text и целом ряде статей, две из которых опубликованы в журналах базы Скопус, которые успешно применяются в руковедстве магистерскими диссертациями и преподавании дисциплины Linguistic analysis of a literary text, читаемой на втором курсе магистратуры.

По теме исследования под руководством преподавателя были защищены следующие магистерские диссертации:

  1. Матросова А.Д. Стилистические функции средств выражения категории сенсорной оценки в английском художественном тексте, 6М021000, 2012 год.
  2. Кутбаева Б.Ж. Социолингвистический анализ неофициальных форм обращения в современном английском и русском языках, 6М021000, 2012 год.
  3. Вагнер М.В. Мифологическое пространство в письменных памятниках древнеанглийского периода, 6М021000, 2014 год.
  4. Рожаева Н.С. Языковые средства передачи деперсонализации и дематериализации в английских текстах мистического жанра, 6М021000, 2015.
  5. Мухатаева А.А. Концепт время в английской худ.лит-ре, 6М021000, 2015.
  6. Эм Т.В. Стилистический потенциал средств выражения эмоциональной оценки в английском художественном тексте, 6М021000, 2015 год.
  7. Казбекова М.А. Языковая репрезентация инфернального пространства в английском художественном тексте, 6М021000, 2015 год.
  8. Ли Д.Ю. Используемые методы трансформаций полуотмеченных структур в процессе перевода, 6М021000, 2015 год.
  9. Какуля Ж.М. Лексико-грамматические особенности и стилистический потенциал английских текстов медицинской тематики, 6М021000, 2016 год.
  10. Мурзагельдина Н.Б. Речевая реализация образа главного героя романа J.K. Rowling HarryPotter”, 6М021000, 2016 год.
Вверх